Китайский сад

Возникший в глубокой древности феномен китайского сада за века практически не изменился. Кажущийс естественным ландшафт на самом деле результат тонкого расчета художника.
Создавая свои сады, европейцы, как правило, приукрашивают натуру, китайцы же стремятся приблизиться к ней, максимально передать ее дух. В маленькой Японии, которая заимствовала принципы китайского ландшафтного искусства, сад со временем стал строиться как статичная картина, рассчитанная на созерцание и любование. Пространственная организация китайского сада осталась более разнообразной и динамичной.

Каждый парк – приглашение совершить увлекательную прогулку или целое путешествие, миниатюрная модель мира с горами, озерами, деревьями. Ведь, согласно учению даосов, во всем нужно следовать законам природы, прекрасной в своей естественности и изменчивости.
Развитие садоводства в Китае шло параллельно с пейзажной живописью. Свитки, изображавшие идеальные ландшафты, нередко использовались в качестве образцов при создании сада. Также как и в живописи, в ландшафте главное требование – соблюдать равновесие между водой и сушей, ровными и возвышенными участками, растительностью и свободным пространством.

Еще один из важнейших принципов – естественность. Сад должен выглядеть так, будто он создан не руками человека, но самой природой. Нередко сады были маленькими, и, чтобы создать иллюзию большого пространства, китайцы придумали систему многоплановой перспективы. Такое пространство нельзя охватить одним взглядом, оно разворачивается поэтапно, подобно свитку. Стены, галереи и здания делят сад на части, поэтому он предстает перед глазами некой чередой образов. А чтобы сделать путь длиннее, прокладывают зигзагообразные тропы и мосты.

Вода и камень – главные герои сада. Не случайно китайский аналог слова «ландшафт» – «шань-шуй» – буквально означает «горы и воды», а о процессе его создания говорят как о «выкапывании водоемов и сооружении гор».
Кстати, создание искусственных гор в древности считалось особой наукой, которой занимались специальные артели мастеров.

Вместе «горы и воды» олицетворяют содружество важнейших элементов мироздания – мужского и женского начал, инь и ян. Горы, могучие и сильные, воплощают мужское начало, вода, мягкая и податливая, – женское. Вода в саду обычно присутствует в двух ипостасях: статичной (пруды) и динамичной (ручьи, водопады). Стоячая вода способствует накоплению животворной энергии ци, струящаяся – передает ее зрителю. Чтобы казалось, что водоемы природные, берега водоемов делают неровными, изрезанными.

Камни издревле представляли особую ценность. Они были предметом созерцания, им поклонялись, их слушали. Особенно ценились экземпляры причудливой формы, считавшиеся воплощением жизненной силы космоса. Известно множество их типов и сочетаний. Например, нагромождение валунов олицетворяет стихийную мощь природы, магическую силу гор. В саду камень присутствует как в виде отдельно стоящих глыб, так и в виде групп, образующих своеобразные горные ландшафты.