Часть портландцемента

Пересыпание цемента в силосах является необходимым не только в целях предотвращения слеживания, но и для гашения свободной извести (СаО) и в целом для улучшения свойств цемента. Так, вылеживание цемента в силосах способствует замедлению быстрых сроков схватывания цемента. Из силосов преобладающее количество портландцемента заводами отгружается навалом в специальные железнодорожные вагоны — цементовозы на 60 т, оборудованные для разгрузки цемента, и в автоцементовозы на 5-20 т. Кроме того, цементные заводы, расположенные на берегах судоходных рек, например Вольский, отгружают цемент в специальные самоходные баржи, оборудованные также приспособлениями для их разгрузки.

Заводы, имеющие морские причалы (Новороссийские), отгружают портландцемент в специальные морские суда. Если размолоть чистый клинкер,.

то полученный порошок будет так быстро схватываться, что с ним нельзя будет работать. Поэтому при помоле клинкера, как правило, добавляют природный гипсовый камень в количестве от 3 до 5 вес. % для замедления сроков схватывания цемента до пределов, установленных стандартом.

Весь клинкер всегда размальшают с гипсом.

Полученный продукт, как известно, называется портландцементом.

Однако, согласно ГОСТ 10178-62, портландцементом может называться и продукт помола клинкера с активными гидравлическими добавками, если они введены в количестве не более 15 вес. %. Поэтому химический состав портландцемента вообще может колебаться в широких пределах, тогда как химический состав портландцемента, полученного из клинкера без добавок, определяется химическим составом клинкера, его минералогическим составом.