Железобетонная и бетонная крепь

При пересечении стволом водоносных неустойчивых или крепких трещиноватых пород большой мощности (до 400-500 м) развиваются нагрузки на крепь, которые в отдельных случаях достигают 30-50 кГ/см2. При оттаивании пород могут создаться условия для развития неравномерной нагрузки. При проходке ствола по замороженным породам на большие глубины (250-400 м) породные стенки ствола деформируются. Величина этой деформации зависит от времени и высоты незакрепленной части ствола (заходки), средней температуры пород, угла внутреннего трения и достигает 40 см и более.

Все это определяет необходимость возведения высокопрочной крепи, рассчитанной на неравномерное давление и способной через короткий (3-4 ч) промежуток времени воспринимать нагрузку.

В конце XIX и начале XX века при проходке способом замораживания стволы крепили в основном чугунными тюбингами. В дальнейшем с этой целью стали применять материалы на цементной основе (монолитный бетон, железобетон, искусственные камни), стальные тюбинги и смешанные крепи — чугунные тюбинги и бетон, листовая сталь и бетон и т. п. В последние годы применяют следующие виды крепи: чугунные тюбинги с заполнением закрепного пространства цементными растворами; чугунные тюбинги с заполнением затюбингового пространства бетоном или пластобетоном; железобетонную или бетонную; сталебетонную; кирпичную с бетонной рубашкой.

В железобетонная крепь при проходке стволов способом замораживания впервые была применена в 1933 г. при строительстве московского метрополитена. Затем (с 1949 г.) эту крепь применяли при проходке стволов в Подмосковном бассейне (Нелидовское, Щекинское, Скопинское, Ново-Московское и другие месторождения), в Донецком и других угольных и железорудных бассейнах.