Морозостойкость дорожного бетона

Действующие нормативные документы, в том числе Государственный Стандарт на дорожный бетон, оценивают долговечность его показателем морозостойкости. Марка по морозостойкости не может рассматриваться по указанной причине как достаточно полная характеристика долговечности дорожного бетона, но вполне применима для относительной ее оценки. Морозостойкость дорожного бетона зависит от его состава — свойств компонентов и соотношения между ними.

Морозостойкость заполнителей обеспечивается выполнением специальных требований, которые предъявляются к ним, морозостойкость цемента — ограничениями его вещественного и химико-минералогического состава. Важнейшее влияние на морозостойкость и долговечность бетона оказывает содержание в нем воды.

При этом существенное значение имеет не только относительное водосодержание, т. е. водоцементный фактор, но и абсолютное количество воды, израсходованной на приготовление единицы объема бетона.

Водоцементное отношение предопределяет плотность структуры цементного камня и в связи с этим, как подтверждают многочисленные натурные и лабораторные исследования, морозостойкость бетона.

Поэтому в дорожном бетоне величина водоцементного отношения ограничивается.

В то же время долговечность и морозостойкость бетонов при одном и том же значении водоцементного фактора зависит от общего объема воды, расходуемой на приготовление 1 м3 бетонной смеси.

Это объясняется тем, что только небольшая часть воды затворения (примерно около 20%) химически связывается с цементом, а так называемая свободная вода при твердении бетона испаряется, оставляя в цементном камне поры и капилляры, ухудшающие структуру и долговечность бетона. В бетонах различного водосодержания при одинаковом ВЦ будет различное количество свободной воды, и следовательно, различная морозостойкость.