Максимальный паводок

Личный опыт, проверка, постоянная связь с гидрологическими постами, находящимися на реках, и плюс метеосводки из разных источников — все это необходимо, чтобы правильно определить поведение реки в течение всего года. Эта предусмотрительность, выработанная опытом, помогла нам в борьбе с паводком 1966 г. на Красноярской ГЭС. Уже в первых числах мая, перед началом таянья снега в Саянах, мы связались, как обычно, с метеослужбой. Местные гидрологи предсказывали, что паводок ожидается большой, больше обычного.

Прогнозы гидрометцентра тоже предвещали значительный паводок, но не катастрофический.

Мы организовали собственную аэроразведку и на ИЛ-12 облетели все верховья Енисея, все места, откуда он собирает воду. Как мы и предполагали, положение оказалось угрожающим.

Большие запасы снега в Саянских хребтах, на высотах у истоков р. Тубы и других притоков Енисея не обещали ничего хорошего. Снега в горах к началу таяния скопилось на 25% больше, чем в это же время прошлого года.

Производственный штаб стройки был превращен в штаб подготовки к паводку.

Началось конкретное изучение района водосброса Енисея и составление перечня дополнительных противопаводковых работ, гарантирующих безаварийность пропуска воды. Быстрая и правильная оценка обстановки потребовала от нас срочных мер. Следовало срочно вывезти взорванные скалы с трассы судоподъемника на случай пропуска через него енисейской воды, произвести укрепление берегов и дамб.

На дорогах, на верховой перемычке непрерывно шумят двигатели: отсыпают скальный грунт и гравий. Одновременно организуется подготовка сооружений и предприятий к бесперебойной работе во время прохождения паводка.

Заранее намечаются объекты, подлежащие эвакуации, составлен план эвакуации котлована в случае аварии. И все-таки, несмотря на принятые меры, вода кое-где начала обгонять нас. Волны уже плещутся в принлотинной столовой, лижут подножья кранов, заливают подземные галереи пристанских и расходных складов.

Енисей бунтует, окатывает холодной лавиной перемычку, стараясь разнести на куски эту преграду или, перевалив через нее, обрушиться на котлован.

А в котловане люди, механизмы.

Еще немного и — катастрофа.