Инженерная деятельность

Паровозные гудки, стрекот отбойных молотков, сигналы автомобилей сливались в общий слаженный и размеренный ритм самой большой из строек, намеченных планом ГОЭЛРО. На многих из них нам пришлось побывать во время производственной практики и производственных экскурсий, а в конце года мы вместе со всей страной готовились праздновать торжественный день десятилетия знаменитого плана ГОЭЛРО, составленного под непосредственным руководством В. И. Ленина коллективом крупнейших специалистов-энергетиков, возглавляемых Г. М. Кржижановским.

Нам оставалось сдать несколько последних зачетов, когда группу студентов последнего курса вызвали в ректорат и сообщили, что по решению ВСНХ мы направляемся на работу в Энергоцентр. И вот я с робостью переступил порог Энергоцентра, расположенного в то время на Петровке, рядом со зданием Большого театра, прошел по полутемным, извилистым коридорам, разыскивая отдел кадров.

Энергоцентр походил на сотни других учреждений конца 20-х годов, которые размещались в мало приспособленных для управленческой работы зданиях, с наспех разделенными фанерными перегородками помещениями.

Наконец, найдя отдел кадров, получил указание направиться к заместителю начальника Энергоцентра Ю. Н. Флаксерману. Я уже был знаком с Юрием Николаевичем — в Московском энергетическом институте он читал курс электростанций.

После нашей короткой беседы я получил направление в плановый отдел. Мое рабочее место было в углу полутемной, заполненной большим количеством столов комнаты.

Высокий, пожилой инженер с седой головой — Н. Н. Васич — внимательно осмотрел меня, одетого в комсомольскую юнгштурмовку, перепоясанного ремнем с портупеей, положил передо мной книгу годовых отчетов районных управлений и сказал: «Пока ознакомьтесь с этим, а потом мы с Вами попробуем составить энергетический баланс по отдельным районам и проект его покрытия за счет имеющихся и вводимых в эксплуатацию электростанций».

Я засел за изучение отчетов электростанций и энергосистем, которых было в то время не так уж много…