Естественное и искусственное освещение зданий школ и дошкольных учреждений

Все помещения дошкольных учреждений должны иметь прямое естественное освещение, за исключением уборной в дошкольных группах, бельевой и коридоров. В кладовых и уборных для персонала можно допустить только электрическое освещение.

Пребывание детей в школах и дошкольных учреждениях приходится к основном на дневное время, поэтому вопросы естественного освещения и инсоляции (проникновение прямых солнечных лучей в комнату) учебных и игровых помещений должны быть предметом особой заботы при проектировании и строительстве зданий школ и дошкольных учреждений. Прежде всего должна быть обеспечена правильная планировка помещения с минимально допустимой его глубиной, а также максимальной величиной проемов (насколько это позволяют простенки по условиям прочности материала для кладки наружных стен).

Расположение окон в учебном помещении должно быть такое, чтобы свет падал на учащихся только слева. Если основной световой поток будет направлен справа, это вызовет появление теней от руки во время писания.

При недостаточности левостороннего освещения можно сделать подсвет справа путем устройства узкой ленты окон под потолком.

В этом случае основная масса света будет падать сверху, отражаясь от потолка. Располагать окна сзади от учащихся неприемлемо, так как ученик своим корпусом будет затенять рабочее место, а учитель будет видеть только силуэт находящихся в классе ребят на фоне окна.

Большую роль играет применение оконных блоков с наименьшим количеством элементов переплета. Наилучший эффект дают оконные блоки со спаренными переплетами, которые в Жилищном строительстве уже нашли широкое применение.

В связи с тем что поверхность деревянных элементов у них очень мала, оконные проемы со спаренными переплетами увеличат освещенность помещения не менее чем на 25-28%.