Вопросы промышленной архитектуры

Мы должны добиться такого положения, чтобы живое творческое общение архитекторов, инженеров и строителей, обсуждение их работ и отдельных архитектурных проблем нашли себе подобающее место в плане работ Союза советских архитекторов. Для этого необходимо активизировать работу Секции промышленной архитектуры во всех отделениях союза. Мы должны почаще собираться, обсуждать свои работы, критиковать их недостатки, добиваясь поднятия общего уровня их архитектурного качества. Мы не можем и не должны мириться с тем положением, что во многих организациях отсутствует архитектурное руководство. Это относится прежде всего к мелким комплексным организациям (ГИПРО). Надо решительным образом осудить практику подмены архитектурного руководства в этих организациях практикой привлечения архитекторов к концу проектирования для так называемого «архитектурного оформления». Проектирование промышленных сооружений является комплексной задачей, и архитектор должен участвовать в ее разрешении с самого начала работы. Только глубоко изучив технологические особенности сооружения, его специфику, в содружестве с технологом и инженером архитектор может правильно решить архитектурно-строительную задачу.

Такой порядок гарантирует от ошибок, которые, к сожалению, еще встречаются в нашей практике и которые встречаются и на развернутой к совещанию выставке. Монументальные формы цоколя, триумфальные 20-метровые арки, богатые карнизы, башни с воротами и без ворот — все это появилось в проекте скромного пивоваренного завода в Сталинграде только потому, что архитекторов пригласили именно для «архитектурного оформления». Аналогичный случай имеется и в другом проекте такого же завода для Туркмении, где введены богатейшие расписные фризы, обрамляющие стрельчатые арочные проемы и обрамления окон. Такие же оформительские пороки наблюдаются в разработанном Гипротяжмашем проекте механосборочного цеха с его усеченными пирамидальными обелисками, возводимыми, как пишут авторы, «в натуре», в блоке корпусных цехов института (Минмашстрой), где были использованы буквально все известные автору и имеющиеся в его арсенале архитектурные средства.