Неудачная конструкция арматурных каркасов

Балки с предварительно напряженной арматурой, бесспорно, более прогрессивны, чем описываемые. Но в настоящее время еще не все строительные организации располагают необходимым оборудованием и оснасткой для производства предварительно напряженных конструкций. Поэтому балки с многорядной арматурой различных пролетов, от 6 до 18 ж включительно, будут, вероятно, еще в течение некоторого времени применяться в промышленном строительстве. Однако эти балки имеют ряд существенных недостатков; основной недостаток — неудачная конструкция арматурных каркасов, при которой неизбежно появление в арматуре объемных сварочных напряжений, а также возникновение зон хрупкости, особенно опасных при динамических воздействиях и низких температурах. Балки пролетом 12-18 м армируются стержнями периодического профиля из углеродистой стали марки Ст.5 диаметром до 40 мм; количество стержней достигает пяти, а со стыковыми накладками — шести. При замене же стержней диаметром 40 мм более тонкими стержнями число их еще более возрастает. Эти мощные стержни соединяются между собой по высоте двухсторонними фланговыми швами, совпадающими в одном сечении, что совершенно не вызывается необходимостью.

-. Сталь марки Ст.5, имеющая повышенное содержание углерода, относится к сталям с пониженной свариваемостью. При сварке основной металл в зоне термического воздействия подвергается своеобразной термической обработке, вследствие чего его механические свойства ухудшаются. Неблагоприятное влияние на — свариваемость стали оказывает наклеп, нередко создаваемый прокатом металла при недостаточно высокой температуре. При сварке наклепанной стали в ней вследствие рекристаллизации может активизироваться хрупкость. Чтобы избежать ухудшения механических свойств стали при ее сварке, необходимо строгое соблюдение специальной технологии сварочных работ для обеспечения наименьшего перегрева и замедленной скорости охлаждения сварных швов, а именно — соответствующие режимы сварки, предварительный подогрев основного металла, многослойная сварка короткими участками и последующая термическая обработка сварного узла.

На необходимость соблюдения особой технологии сварки арматуры из стали марки Ст.5 имеется ряд указаний в литературе.